Никольский Храм (г. Воронеж)

История храма начинается с 1615 года. В то время на месте деревянного храма стояла церковь, посвященная царевичу Димитрию Угличскому Чудотворцу. В этом храме находилась чудотворная икона Святителя Николая Чудотворца.

В апреле 1703 года в Воронеже при пожаре деревянный храм сгорел, но на пепелище осталась нетронутой чудотворная икона святителя Николая. Поэтому в 1712–1720 годах была построена каменная церковь в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. Это была третья по времени строительства каменная церковь в Воронеже. В церкви был устроен придел в честь великомученика Димитрия Солунского. В сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил алтарь Святого Димитрия в трапезной. Полностью ремонт завершился в 1755 году "тщанием дворян Фаддея Веневитинова и Павла Титова".

В XVII–XVIII веках церковь считалась одной из самых богатых в городе. В 1830 году в храме был устроен придел в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Появлению нового придела храма предшествовали следующие обстоятельства. Во время эпидемии холеры в Воронеже в 1831 году купчихе Дьяковой было во сне откровение отслужить молебен иконе Толгской Божией Матери и Преподобному Кассиану. По городу совершили крестный ход с этой иконой, и многие верующие исцелились. Обошла стороной беда и семью Дьковой. В 1836 году по ее обету был построен придел в честь Толгской иконы. С тех пор эта икона особо почиталась в Никольском храме.

В XIX веке построена церковноприходская школа.

К 1940 году храм оставался единственным действующим храмом в городе Воронеже, но в апреле того же года был закрыт и превращен в текстильную мастерскую. Великая Отечественная война заставила возвратить храм Русской Православной Церкви. Закрытый последним, он первым открылся для верующих в феврале 1942 года по благоволению митрополита Сергия (Старогородского). Богослужения прервались на время немецкой оккупации Воронежа и возобновились в мае 1943 года в полуразрушенном храме. Архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (Орлов), священнослужители и прихожане храма организовали сбор средств в фонд обороны. При храме находилась тогда кафедра главы епархии. 

В 1949–1952 годы церковь была восстановлена по проекту архитектора Б.Н. Зотова.

Главная святыня храма – икона Святителя Николая с частицей его мощей приобретена на пожертвование Г.И. Большунова.

В числе предшествующих настоятелей храма были священник Матфей Афанасьев (упоминается в 1615 году), священник Василий Харин (упоминается в 1755 году), священник Василий Сахаров (1756–1804 годы), священник Иоанн Таиров (1805–1815 годы), священник Лаврентий Малинин (1815–1850 годы), священник Михаил Самецкий (1866–1917 годы), священник Феодор Лукин (с 1917 года до начала 1920-х годов), протоиерей Павел Беляев (1942 год), протоиерей Алексий Образцов (1943–1945 годы), протоиерей Евгений Лукин (1945–1959 годы), протоиерей Алексий Поярков (1959–1970 годы), протоиерей Кирилл Мелешко (1970–1985 годы).

Во дворе храма к востоку от алтаря находится могила Ионы (Орлова), архиепископа Воронежского и Острогожского (1866–1945).
 
Главный придел храма - во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, Чудотворца, придет - во имя свт. Митрофана Воронежского.

Престольными праздниками являются праздники: перенесения святых мощей святителя Николая из Мир Ликийского города в град Бари (Италия, 22 мая); святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (19 декабря); обретение святых мощей святителя Митрофана Воронежского (20 августа); второе обретение святых мощей святителя Митрофана Воронежского (17 сентября); святителя Митрофана Воронежского, в схиме Макария, епископа Воронежского (6 декабря).

Никольский храм является памятником архитектуры. Церковь и колокольня относятся к стилю барокко, включающему черты «нарышкинского» барокко конца XVII века и петровского барокко начала XVIII века. Основной объем храм представляет собой ярусное сооружение типа «восьмерик» на «четверике». Земельный участок - 0,2834 га.

  При церкви построен крестильный храм во имя Толгской иконы Божией Матери. По проекту архитектора Н. Тополева.