Чита и ее природа

Чита и ее природа

Популярные направления

Дивногорский Успенский монастырь (Лискинский район, с. Дивногорье)

View the embedded image gallery online at:
http://turizm36.ru/places/religion/150-150#sigProGalleria31248c559d
Дивногорский Успенский мужской монастырь в просторечии называется Дива. Причиной такого названия послужила гора, на вершине которой с незапамятных времен в форме пирамид стоят меловые столбы, придавшие горе необычайно дивный вид. Издалека эти чудные пирамиды напоминают высеченные кем-то из мела или камня своеобразные фигуры, и только когда приближаешься к ним, понимаешь: это нерукотворная работа, даже несмотря на то, что столбы похожи на неправильные пирамиды.
 
Монастырь основан около 1640 года монахами, пришедшими на эту землю из Украины вместе с полком черкасов (украинских казаков) под командованием полковника Дзиньковского, спасавшихся от польско-католического притеснения. Однако существует версия о существовании здесь обители в более раннее время.
Основателями монастыря называют греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры.
 
1952 г. считается официальной датой основания Дивногорского монастыря. Вместе с казацким полком бежали из Приднепровья и монахи, испытывавшие преследования от поляков-католиков. Вот эти иноки и стали основателями Дивногорского монастыря. Во главе их стоял игумен Гурий. Предположительно монахам помогали казаки, поселившиеся в городе Острогожске и его окрестностях. А также они неоднократно обращались с просьбами о материальной помощи к Московскому правительству. Монастырю было пожаловано небольшое денежное жалованье, мельница и покос.
 
Монастырь часто подвергался нападениям татар, поэтому при третьем игумене (Тихоне) в 1671 году часть братии (иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Павма, старец Никодим) бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона. В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Постоянная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне, рядом с тремя небольшими колоколами, были установлены две железные и одна медная пушки, турецкая штурмовщина. В случае опасности монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.
 
Иноки во главе с игуменом Тихоном постоянно восстанавливали разрушенное. Монахам помогали и жаловали мельницы у близлежащих реках. С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только крупным хозяйственным организмом, но и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году иноком монастыря стал Герман.
 
В монастыре существовала хорошая библиотека, монастырь привлекал к себе людей как крупный духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и свои традиции, рядом жили русские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и поныне.
 
Петр Первый гостил в обители в мае 1699 года. К приезду Петра число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. 
 
В 1699 году была открыта Воронежская епархия, Дивногорский монастырь был приписан к епархии св. Митрофана, первого епископа Воронежского. При нём Дивногорский монастырь достиг своего наивысшего экономического подъема. Монастырь получил 900 четей пашенной земли, но к 1714 года благосостояние монастыря падает. В 1714 году здесь проживало 12 иноков. Несмотря на ослабление обители, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону. В монастыре строятся каменные храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери. В 1742—1745 годах на монастырском подворье в Острогожске действует семинария.
 
О настоятелях монастыря за XVIII столетие сохранились отрывочные сведения. После архимандрита Амвросия, современника св. Митрофана, упоминается архимандрит Анания. В 1721 году называется настоятель архимандрит Гавриил, при котором была построена Преображенская церковь на Острогожском монастырском подворье. В 1727—1737 гг. упоминается архимандрит Варфоломей. В это время дивногорский архимандрит занимает влиятельное положение. В 1742 году в Дивногорский монастырь назначен архимандрит Лазарь. В 1753 году дивногорские монахи избрали себе в настоятели игумена Шатрищевского монастыря Феодосия, который вскоре был посвящен в архимандриты. Однако, вступивший в 1763 году в управление Воронежской епархией Св. Тихон Задонский, перевел Феодосия в Лебедянский монастырь за то, что последний не занимался Острогожской духовной школой. Затем недолго настоятельствовал игумен Зосима, после него — игумен Иов.

Между тем в 2-й половине XVIII в. произошли крупные изменения в положении русских монастырей. Екатерина II лишила монастырей земельных владений, крепостных крестьян, но Дивногорский монастырь был оставлен на своем содержании, так как был причислен к монастырям малороссийским. Но в 1786 (по другим данным — в 1788) Дивногорский монастырь был все же лишен своей вотчины и последовало его закрытие. Братия монастыря, состоявшая из 7 человек, была переведена в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначен настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.
 
Когда миновало Екатерининское царствование, в разных местах начинаются попытки восстанавливать закрытые пустыни. После сорокалетнего запустения обитель восстанавливается, и начинается бурная строительная деятельность, в результате которой был создан оригинальный архитектурный комплекс, включающий в себя пещерные сооружения и наземные постройки второй половины XVIII — первой половины XIX вв.
 
В 1831 году в Коротояке, как и по всей России бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в г. Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Её икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная её благочестивую жизнь.
 
После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. Икона пользовалась такой популярностью, что много месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке, Боброве, избавляя их жителей от эпидемий, пожаров, засухи.
 
Обретенная в 1831 году икона Богоматери, относилась к Сицилийскому иконографическому типу. В честь неё был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.
 
В 1866 году стараниями Воронежского архиепископа Серафима (Аретинского) к Свято-Успенскому Дивногорскому мужскому монастырю как скит приписана община пещерокопателей, в дальнейшем оформленная как Белогорский Воскресенский монастырь.
 
В 1903 году было торжественно отмечено 250-летие обители. В советское время в 1918 году началось разорение монастыря. В 1924 году монастырь закрыли, уничтожили иконы, богатейшую библиотеку, утварь, разрушили надвратную колокольню. На месте монастыря организовали дом отдыха. Монахов расстреляли.
 
Для восстановления и сохранения наследия Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, преобразованный в 1991 году в Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Директором музея была назначена М. И. Лылова. Площадь музей-заповедника — 1100 га.

Под защиту музея-заповедника были взяты пойменная часть и крутые склоны коренного правого берега реки Тихой Сосны и Дона, меловые столбы — дивы и пещерные храмы, археологический комплекс Маяцкое городище, уникальные ландшафты, растительный и животный мир.

При помощи специалистов из Эстонии, Москвы, Воронежа была отреставрирована пещерная церковь. Вокруг Больших Див была благоустроена территория: установлена лестница, ведущая к пещерному храму и к Маяцкому городищу, обустроены пешеходные дорожки, оборудовано место для установки туристических палаток на берегу Тихой Сосны.
 
В 1991 г. началось возраждение церкви и уже 28 августа состоялось первое богослужение в пещерной церкви, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери.

В 1997 году монастырь возвращён Воронежской епархии. Первым был передан разрушенный Успенский храм. Алтарная часть, уничтожена в 1951-1952 годах, полностью отсутствовала. Вскоре начались богослужения, а затем — большие восстановительные работы. В 2003 году на куполе храма установлен крест. Обустроено хозяйство монастыря: подведены вода и газ, возделывается земля, есть пасека, коровы. С 2004 года в селении Масловка существует подворье монастыря.

В 1998 году наместником назначен игумен Парфений (Шалатонов) (позднее возведён в сан архимандрита). 25 декабря 2009 года Священным Синодом отстранён от должности наместника. В настоящее время настоятелем обители назначен игумен Максим (Лапыгин).

Богослужения совершаются каждый день, для помощи паломникам при епархиальном управлении работает экскурсионно-паломнический центр.