Поворинский район (город Поворино)

Поворинский район расположен в восточной части Воронежской области и граничит с Саратовской и Волгоградской областями, Борисоглебским, Новохоперским и Грибановским районами Воронежской области. До 1928 г. район входил в состав Новохоперского уезда. С 1946 г. Поворинский район становится самостоятельной административно-территориальной единицей. В 1963 г. Поворинский район был ликвидирован и вошел в состав Борисоглебского района. Восстановлен в 1970 г.

Регулярное хозяйственное освоение ее началось с первой половины XVIII в. По этим землям проходила оживленная торговая дорога – Саратовский тракт, вдоль которого возникают первые поселения: Рождествино (Поворино), Пески, Верховое, Верхний Калмык (ныне Октябрьское), Мазурка и др., развивавшиеся за счет торговли. К началу XX в. в наиболее крупных селах насчитывалось от 8 до 13 тыс. жителей. Населяли села крестьяне – однодворцы (впоследствии государственные крестьяне) и монастырские (впоследствии “экономические”) крестьяне, переселившиеся из Рязанской, Тамбовской, Московской губерний.

Население выращивало зерновые культуры, было развито молочное скотоводство, птицеводство, овцеводство. Разведение овец способствовало развитию домашних промыслов: сукноделия, изготовления суконной одежды, вязаных изделий, тулупов, обуви.

В 1870-1890 гг. развитие района значительно убыстрилось в связи со строительством двух железных дорог для вывоза зерна. В 1871 г. с севера на юг проложена дорога Грязи – Царицын, которая соединила район с центральными и южными губерниями и Средней Азией. В 1895 г. участок юго-восточной железной дороги Харьков – Балашов, прошедший на восток от станции Лиски, соединил край с западными губерниями, портами Черного и Балтийского морей, Уралом и Сибирью. Небольшая станция Поворино, возникшая в 1871 г., в 1895 г. стала узловой. Пересечение двух “хлебных” дорог послужило причиной роста и развития пристанционного поселка, который стал центром тяготения для окружающей местности. Сюда стекалось зерно, здесь строили крупные паровые мельницы.

В 1897 г. здесь проживало 223 человека, 182 из которых – рабочие, обслуживающие станцию и их семьи, и 41 – крестьяне. Кроме жилых домов на станции появилось 7 станционных строений и 6 лавок. К 1917 г. на станции проживало 500 человек, было около 70 домов, в том числе 4 двухэтажных.

В истории общественного движения России одно из сел Поворинского района – с. Пески – стало одним из пунктов революционной агитации народников, членов организации “Наши”. Члены организации вели работу в 1874-1876 гг. на территории Войска Донского, Воронежской, Саратовской, Тамбовской губернии.

Советская власть в районе была установлена в ноябре-декабре 1917 г. В годы гражданской войны станция Поворино и прилегающие к ней деревни стали местом кровопролитных боев. В январе – феврале 1918 г. здесь противостояли друг другу казачьи формирования генерала А.М. Каледина и созданные на всех близлежащих станциях боевые дружины, в помощь которым в феврале 1918 г. были посланы отряды красногвардейцев из Воронежа, Богучара, Павловска, Острогожска, Новохоперска.

Летом 1918 г. в районе действовали части Добровольческой армии генерала П.Н. Краснова. На борьбу с ними были направлены Витебский и Саратовский полки, 5-й Заамурский полк, Особая ударная группа латышских стрелков под командованием В. Бухманиса, кавалерийская бригада Р.Ф. Сиверса и Литовский полк Б.К. Колчигица. Первые бои с частями с частями генерала П.Н. Краснова произошли в сентябре-октябре 1918 г. В планы П.Н. Краснова входило наступление по всей линии Поворино – Камышин – Царицын с целью подготовки удара на Москву в направлении Воронеж – Рязань – Елец – Кашира. Красноармейцы с большими потерями были оттеснены за р. Хопер. 21 декабря 1918 г. белогвардейские отряды под командованием генерала Сидорина заняли станцию Поворино. В течение 1919 г. станция вместе с близлежащей территорией неоднократно переходила из рук в руки.

В 1920-1921 гг. территория района была охвачена мощным крестьянским восстанием, известным как “антоновский мятеж”. В с. Пески сохранилась братская могила погибших от рук антоновцев сторонников Советской власти.

В 1930-е гг. в Поворинском районе была проведена сплошная коллективизация. В 1935 г. в результате прокладки второго железнодорожного пути станция Поворино стала пропускать значительно больше грузов и ее стратегическое значение увеличилось.

В годы Великой Отечественной войны территория района находилась вблизи линии Воронежского фронта. Через нее проходили эшелоны с бойцами, боеприпасами, техникой, шли поезда с раненными. На железнодорожных станциях и в прилегающих селах были развернуты госпитали.

Поворинский район – родина Героев Советского Союза: Г.Н.Конева (1912-1942) – уроженца с. Кардаиловка, и Д.Н.Теплякова (1907-1945) – уроженца с. Пески.

В 1954 г. рабочий поселок станции был преобразован в город, жизнь которого до настоящего времени связана с развитием железнодорожного транспорта. В Поворино работаю локомотивное и вагонное депо, крупный птицекомбинат, кирпичный завод, хлебозавод, элеватор. Из учреждений культуры – Поворинский краеведческий музей и музей при Поворинском локомотивном депо.

Историко-культурная среда конца XIX – начала XX в. сохранилась лишь в привокзальном районе города. Наиболее значимыми сооружениями являются два вокзала – конца XIX в. и начала XX в.

В Поворинском районе на государственной охране состоят 15 объектов культурного наследия: 5 памятников архитектуры и истории, 2 объекта археологии, 8 захоронений.