Борисоглебский район (город Борисоглебск)

Город Борисоглебск был построен в 1654-1646 годах в числе других укреплённых пунктов на юго-восточной границе Московского государства. Попытка построить здесь укреплённое поселение была сделана ещё в 40-е годы XVII в. Сам город основан в 1698 г. как сторожевой укреплённый пункт от набегов татар и донской вольницы и назван Павловском.

Ещё в 1637 году в грамоте царя Михаила Фёдоровича говорилось: "татарские и ногайские воровские люди прохаживали и те все места воевали, людей побивали и в полон имали, а сёла и деревни многие пожгли и до конца разорили. И от тое великие войны многие сёла и деревни запустели, а служилые люди оскудели и учинилися безлюдны, безлошадны и безоружейны".

В памяти жителей тех мест долгие годы жил особенно жестокий набег 1644 года крымского царевича Калги, оставивший после себя лишь пепелища. Борисоглебск быстро становится одним из городов-крепостей, охраняющих границу государства, дабы не допустить более столь опустошительного разорения русской земли. С юга и запада город надёжно прикрывали реки Хопер и Ворона, а к северу от него тянулся дремучий лес. Сначала здесь выстроили традиционно бревенчатую крепость с пятью башнями и четырьмя воротами, окружённую валом и рвом. Гарнизон крепости составили боярские дети, казаки, стрельцы, пищальники и воротники (сторожа при воротах). Служилые люди Борисоглебской крепости наделялись землёй соответственно их рангу. Город быстро обрастал слободами.

Борисоглебск расположился на плодороднейшей земле, рядом стоял прекрасный строевой лес и черноземные степные земли. Через город шёл путь, связывавший Москву с низовьями Волги, а через Хопер можно было попасть на Дон. Кроме служилых людей здесь начинают густо селиться торговцы, ремесленники и пригородные крестьяне.

В 1704 г. город переименован в Борисоглебск по названию церкви, построенной в том же году.

Во времена Петра Первого был знаменит, главным образом, корабельным Теллермановским лесом. В период подготовки к Азовским походам здесь, в Теллермановском дубовом массиве, заготавливали лес и строили вспомогательные суда и баржи для Азовского флота. Это способствовало привлечению сюда населения и хозяйственному освоению местности. Вокруг города возникали слободы работных людей.

В конце XVII века Борисоглебск привлёк внимание царя Петра I как удобное место для строительства вспомогательных судов. Крепость города укрепили новым деревянным срубом с башнями, навесами и амбразурами, за её стенами расположился постоянный гарнизон. Вскоре здесь появилась судовая верфь. К постройке нового российского флота привлекли множество людей, которых доставляли на верфь не только семьями, но даже целыми сёлами. Население города быстро увеличивалось за счёт переселённого мастерового люда.

К середине XVIII века Борисоглебск утрачивает значение военно-сторожевой крепости и превращается в торговый и ремесленный город. По проходившему рядом Астраханскому тракту бородатые осанистые купцы везли в первопрестольную тарань, белугу, осетра, дорогие восточные шелка, пряности сладости да фрукты. Водным путем город был связан с портами Азовского и Черного морей, куда отправлялись ежегодно от 60 до 90 барж с хлебом, мукой, лесом. Через Ростов и Таганрог сельхозпродукты вывозились за границу.

Торговля способствовала развитию города. В 1806 г. Александр I утверждает новый генеральный план Борисоглебска. Город застраивается со стороны реки Вороны строго в линию, образуя широкие улицы. Прямоугольная застройка осталась до сих пор и выгодно отличает Борисоглебск от других городов. И уже к середине XIX века Борисоглебск становится центром хлебной торговли. В город, находившийся на судоходной реке, свозили хлеб не только из многих южных уездов. Рядом с городом строилось до двух тысяч барж. Их загружали хлебом, и они направлялись к Ростову, а оттуда за границу. Особенно оживился хлебный рынок после 1861 года. Возникшие торговые компании закупали зерно даже в маленьких сёлах. В отдельные дни в Борисоглебск прибывало более 200 вагонов зерна. Два раза в год в городе проходили многолюдные торговые ярмарки. Самой известной была Казанская. В Борисоглебск приезжали купцы из Нахичевани, Таганрога, Ростова и других городов России. Собственные закупочные конторы имели в городе французская фирма "Луи Дрейфус" и греческая фирма "Тамазини и Везери". Кроме хлеба, в Борисоглебске торговали шерстью, салом и многочисленными продуктами животноводства.

В 1860 г. в городе действовало 31 предприятие (6 шерстомойных, 2 мыловаренных, 10 салотопенных, 4 воскобойных, 8 кирпичных, 1 чугуноплавильный); насчитывалось 9356 жителей, 737 домов, 79 лавок, 4 церкви, 8 улиц, 2 площади. Действовало два училища, уездное (открыто в 1836 г.) и приходское, больница. Два раза в год проходили в городе торговые ярмарки. Самой многолюдной была Казанская. С 1855 г. на главных улицах по вечерам зажигаются спирто-скипидарные светильники.

Решающим для развития города событием стало строительство в 1869-1871 гг. железной дороги Грязи-Борисоглебск-Царицын, связавшей его с промышленными центрами страны и с портами Балтийского моря. Сельскохозяйственная продукция получила выход на рынок Западной Европы. Сооружение железной дороги привело к созданию новых промышленных предприятий в городе. В конце XIX века в городе работали 34 фабрики и завода. Рядом с Борисоглебском располагались большие имения, в которых выращивался племенной крупный рогатый скот, тонкорунные овцы, птица. Значительная часть сельскохозяйственной продукции перерабатывалась в городе на предприятиях. Наибольшее развитие получило здесь коневодство: к концу XIX века во окрестностях города стояли 25 конных заводов.

Все это способствовало притоку банковского капитала, в городе открываются филиалы крупнейших коммерческих банков: петербургских - Волжско-Камского и Северного (Русско-Азиатского), а также Воронежского коммерческого, представительства иностранных фирм, биржа. Число жителей удвоилось. Появились мужская и женская гимназии, технические училища, библиотеки, общественные клубы, летний театр, кинематограф, фотография, книжные магазины. В 1885 году открылась первая типография. Большой вклад в дело развития образования и культуры в городе и уезде внёс инспектор народных училищ Н. В. Павловский (отец академика Е. Н. Павловского), прослуживший в этой должности с 1886 г. вплоть до своей кончины в 1914 г.

Развивается строительство. Градообразующим центром являлась Новособорная площадь с Преображенским собором. Среди комплекса построек выделялись: Мариинская гимназия, отделение Государственного банка, постоялый двор Кочергина, гостиница “Америка”. Они сохранились до сегодняшнего дня и достойно представляют “старый” город. Характерной чертой внешнего вида города были храмы, число которых увеличилось до 15.

Бурные события революции 1917 года и гражданской войны захлестнули и Борисоглебск. Он находился в зоне активных боевых действий Красной Армии с частями Донской Казачьей армии и Добровольческой. Город неоднократно переходил из рук в руки, одна власть сменяла другую.

В марте 1917 г. было создано Борисоглебское педагогическое общество. Оно объединяло преподавателей начальных и средних учебных заведений на почве их профессиональных интересов в целях улучшения дела народного образования в городе.

Особое место в культурной жизни города занимала деятельность князя С. М. Волконского — Борисоглебского землевладельца, почетного мирового судьи, видного театрального деятеля, внука декабриста С. Г. Волконского. Весной 1918 г. князь С. М. Волконский устроил в Народном доме первую в России выставку, посвященную декабристам.

В Борисоглебске действовала городская, земская и железнодорожная больницы, работало Борисоглебское медицинское общество.

В 1920-30-е гг. Борисоглебск возрождается как агропромышленный центр. В этот период были введены в строй механический и чугунолитейный заводы, мясоконсервный комбинат, пивоваренный завод, мелькомбинат.

В предвоенные годы много было сделано для развития культуры, образования, ликвидирована неграмотность. Были открыты учительский институт, техникум механизации сельского хозяйства, дорожный техникум.

Гордостью Борисоглебска стала созданная в 1923 году 2-я военная школа летчиков, в которой учились В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки, Н. П. Каманин, А. Б. Юмашев, В. В. Талалихин. Впоследствии школа стала называться Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В. П. Чкалова.

В 1937 году начал свой первый сезон государственный драматический театр имени Н.Г. Чернышевского. Осуществлялись реконструкция промышленных предприятий, строительство многоэтажных домов, благоустройство улиц, асфальтирование дорог, тротуаров.

Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны был прифронтовым городом, где шло формирование воинских частей и соединений. Здесь находились военные госпитали, сюда были эвакуированы воронежские областные организации. В городе и районе располагалось 15 эвакогоспиталей.

Только в первые дни войны 1500 добровольцев ушли на фронт. Имена погибших увековечены на Мемориальном комплексе “Вечная память”.

Послевоенной пятилеткой начинается новая страница в истории Борисоглебска. Подъем производительности труда позволил превысить выпуск продукции на промышленных предприятиях на 50%.

С развитием экономики растет и хорошеет город. В 1959 г. заселяется первый дом Северного микрорайона, а в канун нового 1960 года только что построенный телецентр проводит первую телепередачу.

В 60-90-е гг. большое внимание уделяется строительству объектов социальной сферы: вступают в строй новые школы, детские сады, кинотеатр “Победа”, детский Дом культуры “Радуга”, новое здание краеведческого музея, осуществляется реконструкция стадиона "Спартак", открываются музыкальное училище и детская художественная школа. С 1971 г. начинается застройка Юго-восточного жилого района.

Известные жители:

А. Рябушкин — художник
А. Куприн — художник
Б. Шолохов — художник
И. Машков — художник
А. Пономарев — художник
С. Домусчи — художник
Е. Павловский — академик, основоположник советской школы паразитологии
Н. Сорокин — профессор, основоположник советской школы морской гравиметрии
Еланский — главный хирург Вооружённых сил
М. И. Неделин — главный маршал артиллерии, первый Главком ракетных войск стратегического назначения (родился в Борисоглебске)
М. Меньшиков — советский дипломат
К. Корнаковский — лесовод с мировым именем
А. В. Руцкой — военный лётчик, политик (В 1971—1977 гг. служил в Борисоглебском высшем военном авиационном училище имени В. П. Чкалова. в должностях: летчика- инструктора, командира авиационного звена, заместителя командира авиационной эскадрильи)