Село протянулось вдоль левого берега р. Богучарка, с одной стороны ограниченное болотистой местностью вдоль реки, а с другой крутым склоном. Это самый западный населенный пункт Богучарского района. Село имеет сильно вытянутую форму с основной осью улиц вдоль берега реки.
Свое название получило по имени Ильи Данцева. В 1862 году в селе построена кирпичная церковь, единственная в Воронежской епархии освященная в честь Воспоминания знамения на небе являвшегося честнаго Креста Господня в Иерусалиме. В начале ХХ века при церкви была каменная сторожка и деревянная церковно-приходская школа, открытая в 1888 году.
Село Ширяево расположено по берегам реки Тулучеевки. Основано в 1730-е гг. казаками Острогожского черкасского полка. В 1776 г. в сл. Ширяево проводились опыты по внедрению картофеля. В 1867 г. в восточной части села выстроена церковь Всех Святых (по другим источникам – церковь св. Духа с приделом Усекновения главы И.Предтечи и трех Святителей). Лаконичный декор фасадов церкви характерен для 60-х гг. Х1Х в. – переходу от классицизма к эклектике со стилизацией под русский стиль.
Церковь Всех Святых стоит на месте, которое в прошлом принадлежало механическому заводу и предназначалось для строительства районного Дворца пионеров, но в 1991 году власти передали землю Воронежской епархии.
Дата постройки 1824г. Церковь расположена на восточной окраине села в юго-западной части кладбища. Хорошо видна с подъездных дорог. Кирпичное здание оштукатурено и окрашено в белый и голубой цвета. Имеет крестообразную объемную композицию. Средокрестие - повышенный четверик с цилиндрическим световым барабаном. Его купол увенчан глухой цилиндрической главкой с яблоком под крестом. К четверику примыкают равновысокие объемы полукруглых в плане апсиды и притворов, а также прямоугольная в плане трапезная, соединяющая храмовую часть с высокой двухъярусной колокольней. Четверик первого яруса колокольни дополнен боковыми объемами той же высоты, что и трапезная. Второй ярус - также четверик.
Как хутор, село известно с 1770 года, получило название по фамилии первопоселенца казака Загребайлова. В 1861 году в селе по типовому проекту построена церковь, освященная во имя Донской иконы Божией Матери. В 1988 г. здание церкви было приспособлено под сельский дом бытовых услуг. В 1959 году село переименовано в Луговое.
Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1642 г. В 1642—1645 г. она была перестроена на собственные средства воеводой М. А. Вельяминовым и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Илии пророка. К концу XVII в Троицкая церковь снова переименовывается в Входоиерусалимскую.
Крупная центрическая пятикупольная церковь с притвором и звонницей, в своей архитектуре сочетающая приемы современного зодчества и неовизантийского стиля. Сооружена в 2000-2006 при помощи Н. М. Ольшанского рядом с Александро-Невской церковью. Освящена в память разрушенного Ильинского храма.
Село возникло во второй половине XVIII века, как хутор, дачный поселок жителей г. Богучар.
В 1875 году по типовому проекту построена церковь Иоанна Богослова: массивный двухсветный четверик храма с небольшой световой главой продолжают пониженные пятигранная апсида и трапезная, переходящая в нижний ярус трехъярусной шатровой колокольни. Здание скромно оформлено лопатками, рамочными наличниками и килевидными порталами. С этого времени хутор приобрел статус села.
Село расположено при отвершках Хрещатого лога – оврагах Белогорьевском, Косатом, Каменном. Основано в начале Х1Х века как несколько самостоятельных хуторов – Косатый, Белогородский, Перевалочный, Каменный. В 1859 г.в хуторе Косатом было 172 жителя, в х. Белогородском – 215 жителей, в хуторе Перевалочном – 450 жителей, в хуторе Каменном – 196 жителей. Всего - 1033 человека.
В 1868 г. в хуторе Косатом была выстроена небольшая кирпичная церковь Иоанна Богослова и он получил статус слободы. Д. Самбикин писал: «Церковь Иоанна Богослова в слободе Косатой Богучарского уезда. Каменная. Построена в 1868г. Земли 33 дес. Прихожан 500 душ. Два церковных дома. Приписаны хутора: Белгородский, Переволочное».
В 1904 г., в 20 метрах к югу от Богословской церкви, началось строительство нового грандиозного храма. Строительство продолжалось до 1918 г., но церковь так и не была освящена. Сейчас эти две рядом стоящие церкви являются своеобразным памятником эволюции строительного мастерства периода эклектики ХIХ в.: от простых лаконичных форм - к очень сложным, масштабным и пластичным элементам декора начала ХХ века.
В советские годы село получило наименование – Перевалочное.
Небольшая кирпичная церковь была построена в центре села в 1869 г. В объемной композиции доминирует крупный объем четверика храма, завершенный купольной кровлей и небольшим восьмигранным световым барабаном с куполом. К четверику примыкают пониженные полукруглая апсида и квадратная трапезная. Двухъярусная колокольня, по типу восьмерик на четверике, пристроена к трапезной с запада. В лаконичном декоре церкви использованы элементы классицизма и русского стиля. Стены четверика храма, трапезной и апсиды опоясаны простым фризом и подоконной полкой. По углам храмовой части размещены лопатки с филенками и кольцами. Большие кольца-накладки помещены также над окнами. Все проемы церкви - арочные, в рамочных килевидных наличниках. Декор колокольни более пластичен. Фасады первого яруса оформлены в виде перспективных арок с пилястрами на флангах. Грани яруса звона – в простых филенках.
Казанский храм был построен по ходатайству верующих слободы Отрожка в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Проектировал церковь архитектор-реставратор В.И. Гайн. В 1911 году храм осветили в престольный праздник. Еще до окончания строительства храма 2 июня 1908 года было освящено кладбище при церкви, часть которого сохранилась до наших дней. Сегодня – это одно из старейших кладбищ города. На усадьбе находился еще ряд построек — каменная сторожка, дом священника, два жилых дома причта. деревянная богадельня, несколько сараев и навесов, даже хлев.
Церковь построена из кирпича в 1904-1912 гг. в центре села. Ее стройный силуэт доминирует в окружающем ландшафте. Объемно-планировочная композиция имеет крестообразную структуру. Высокий четверик средокрестия несет световой восьмерик главы храма, завершенный шлемовидным куполом и главкой. Ветви креста – прямоугольные трапезная, боковые притворы и пятигранная апсида - равновысокие. Нижний ярус четырехъярусной колокольни несколько шире трапезной. Над четвериком глухого второго яруса возвышаются два четверика яруса звонов, купольная кровля с главкой. Западный вход в церковь был оформлен крыльцом с четырьмя кубовидными колоннами.
Церковь Казанской иконы Божией Матери расположена на холме, в дачном поселке. Кирпичная церковь в честь иконы Казанской Божией матери построена в 1841 г. владельцем села Хава Д.П. Шуриновым как усадебная. В 1861 г село было перенесено на другой берег реки, а оставшаяся усадьба с церковью получила название Шепелиновка по имени первых владельцев села. От церкви, построенной в соответствии с принципами русского классицизма, сохранились лишь храмовая часть с апсидой.
Церковь Казанской иконы Божией Матери, расположена на холме в центре села, западным фасадом обращена к дороге Репьевка-Хохол. Доминирует в радиусе пяти-десяти километров. Построена в нач.ХХ века в традициях ретроспективизма, в ее насыщенном декоре присутствуют мотивы романской архитектуры.
Церковь Казанской иконы Божией Матери расположена на восточной окраине села, на обширной возвышенности. Небольшая кирпичная церковь построена в нач. XX в. с использованием декоративных элементов древнерусской архитектуры.
От первоначального объема церкви сохранились: высокий двухсветный четверик с четырехскатной кровлей и остатками восьмигранного барабана главки; пятигранная апсида; трапезная и примыкающий к ней первый ярус колокольни с боковыми объемами, несколько шире трапезной Окна нижнего яруса выделены полками - подоконной и в основании сандриков. В этом уровне углы основных объемов декорированы полуколоннами с валиками и кубовыми капителями. Все окна - с лучковыми перемычками, в обрамлении полуколонн и фигурных трехлопастных килевидных сандриков. Украшенный сухариками венчающий карниз апсиды и трапезной переходит на четверик, отделяя рустованный полуярус, идущий до окон второго света. Венчающий карниз верхнего яруса четверика также дополнен сухариками. Над дверными проемами в центре северного и южного фасадов помещены киоты с пышными пятилопастными навершиями. В окнах сохранились ажурные металлические решетки с типовым для конца XIX - начала XX в. раппортом. Внутри трапезная перекрыта коробовым сводом, апсида - граненной конхой, четверик храма - восьмилотковым (с узкими диагональными лотками) сводом.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Расположена в центре села. Построена в конце XIX - начале XX в.в. Церковь деревянная, в 60-е гг. XX в. обшита снаружи листовым железом, на каменном цоколе, крестообразная в плане. К повышенному двусветному четверику примыкают с каждой стороны равновысокие объемы, в том числе - прямоугольная трапезная с западным притвором и пятигранная апсида с главкой. Четверик завершен невысоким световым восьмериком, каждая вторая грань которого оканчивается щипцом. Восьмерик увенчан восьмигранным шатровым куполом с главкой на восьмигранном вытянутом барабане. Западный притвор, более узкий, чем трапезная, завершен крутой вальмовой крышей с маленькой главкой на высокой цилиндрической ножке. Навес над западным входом поддерживается по углам двумя массивными квадратными столбами.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий - братья, славянские первоучители, уроженцы города Солуни в Македонии, греки, создатели славянской азбуки и первые переводчики богослужебных книг на славянский язык.
Село основано в нач. Х1Х в. В 1844 г. в селе была выстроена кирпичная церковь Лазаря Четверодневного с приделом преподобного Сергия Радонежского. Архитектура церкви относится к стилю классицизм.
Храм восстанавливается: починили купол, окна и отопление, привели в порядок довоенную могилу служителя храма. Из-за рухнувшей крыши храм разделён на две половины.
Эта церковь была построена в 1902-1910 гг по заказу управляющего заводом генерала Дерфельдена и освящена в честь Митрофана Воронежского.
Высокий одноэтажный прямоугольный объем, с возвышающейся над его западной частью колокольней и примыкающей с востока пятигранной апсидой с притворами, расчленен высокими лопатками на прясла. В каждом прясле вокруг узких высоких окон организуется сложная декоративная композиция. Декор фасадов церкви заимствован из романской, готической и русской средневековой архитектуры. Это: гладкие и наборные, одиночные и пучковые пилястры; колонки с валиками; всевозможные филенки, зубчики, сухарики, гирьки и кубышки; полуциркульные, лучковые, килевидные, перспективные и карнизные архивольты; накладные кресты в кольцах и многое другое.
Эта церковь действовала до 1930-х годов, затем была закрыта, верхние ярусы колокольни разобраны и все здание переоборудовано под водонапорную станцию. В 1992 году церковь передана прихожанам, сейчас ведутся восстановительные работы.
Церковь Св. Митрофания. Расположена на окраине села. Построена в 1891 г. в формах эклектики с использованием мотивов классицизма. Здание кирпичное с частично утраченной штукатуркой. Четверик храмовой части увенчан крупным световым восьмериком и окружен пониженными боковыми ветвями креста, а также низкими объемами полукружий апсиды и прямоугольной трапезной. Объемную композицию церкви дополняют довольно высокая трехъярусная колокольня. К четверику ее первого яруса примыкают боковые объемы, равновысокие боковым ветвям храма. Ярусы колокольни - восьмигранные, с узкими диагональными гранями. Северный и южный фасады храма оформлены в виде пилястровых портиков с треугольными фронтонами.
Село Монастырщина расположено на правом берегу реки Дон на крутом склоне Суходонецкой балки, выходящей к реке. Село сильно вытянуто вдоль склона. Село возникло как городок - Донецкая станица в последней четверти ХYII века. Историки ссылаются на документ, свидетельствующий о том, что «…жители Донецкого заявили в 1703 году «ревизору» - стольнику Максиму Кологривому, что городок «построен тому ныне 27 год», то есть в 1677 году. Во всяком случае, в 1696г. этот городок уже существовал. В мае 1696г. Петр I проплыл из Воронежа в сторону Азова. Путевые дневники сообщают: «Мая в 6-й день в среду … поутру приплыли в первый казачий городок Донецкой, а сидит он на острову Дона реки, и был тут до обеда, а после обеда приплыли во второй городок Казанка». Т.е., Петр I останавливался в Донецкой станице.
Каменная Архангельская церковь была построена в 1782 г. В 1913 - 1914 г.г. к церкви были пристроены два придела с алтарями, устроено водяное отопление. Объемно-планировочная композиция характерна для периода барокко конца ХYIII в. Над четвериком храма с полуглавиями, возвышается крупный световой восьмерик с граненым куполом, увенчанный небольшим восьмериком главки с проемами по сторонам света. К четверику примыкают полукруглая апсида (1782г.), боковые приделы с прямоугольными алтарями (1914г.), вытянутая трапезная с закругленной западной частью (1782г.). Композицию - завершает 4-х ярусная колокольня со сферическим куполом, увенчанная высоким шпилем с крестом (1782г.). Четверик первого яруса колокольни заужен относительно трапезной, 2 и 3 ярусы - восьмерики с узкими диагональными гранями, четвертый - цилиндрический полуярус. Архитектура фасадов соединила нарядные формы позднего барокко (храмовая часть, апсида, трапезная) и строгие черты классицизма в решении декора колокольни, с включением элементов эклектики в декоре приделов храма.
Церковь Михаила Архангела в селе Чертовицком – одна из старейших церквей в Воронежском крае. Первое упоминание относится к 1615 году: «Село Чертовицкое на реке Воронеже за помещики, а в селе церковь во имя Михаила Архангела, теплая, с трапезою, древена, клетцки, а в церкви Божия Милосердия, образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строенье мирского, да у тое ж церкви два колокола мирские, а у тое церкви во дворе поп Матвей Федотов, во дворе пономарь Архипко Иванов, пашни пахонные, церковные земли две четверти, да дикого поля 18 четвертей».
Церковь Архангела Михаила, расположена на окраине села, на большой площади. Построена в 1776 г. В 1867 г. достроена боковыми приделами. В 1889 г. производился ремонт здания, вновь сделаны главы, оштукатурены фасады, стены внутри расписаны масляной живописью. В 1930-е гг. церковь была закрыта, разобраны верхние ярусы колокольни. В последующие годы все здание обстроено хозяйственными сооружениями, в результате чего значительно пострадал фасадный декор. С 1990 года церковь была вновь передана приходу и начались восстановительные работы.
Село Девица расположено по берегам р. Девица в 6 км от ее впадения в р. Дон. На протяжении своей истории село больше известно под названием Смердячая Девица, которое было изменено лишь после революции 1917г. Первоначально село было основано в начале XYII века ниже по течению реки Девица, на ее правом берегу, почти у места впадения в реку Дон. Ныне на этом месте расположено село Старое (Старая Девица). Впервые село упоминается в «Дозорной книге» 1615. В 1676 г. здесь насчитывалось 141 двор. В 1732 году в Девице (Старой) была построена деревянная Архангельская церковь. На рубеже ХYIII – Х1Хвв. село было перенесено выше по течению, на современное место.
В 1830г. здесь была выстроена церковь Михаила Архангела. Историк Д.Самбикин писал: «Церковь Михаила Архангела в селе Девица Воронежского уезда. С приделом Святой мученицы Софии (в ряду с главным престолом). Каменная с колокольней. До этого была церковь, построенная в 1732г. и при ней был поп Савва. Через село протекает р. Девица, и во время весеннего разлива реки сообщение с церковью прекращается».
Село Сухая Березовка основано в конце ХYIII века. В 1834 году на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской была выстроена церковь Неопалимой Купины Божией Матери с приделами Архистратига Михаила (правый) и праведной Анны (левый).
Эта крупная церковь выдержана в строгих формах зрелого классицизма. В объемной композиции доминирует массивный двухсветный куб храмовой части с цилиндрическим световым барабаном под сферическим куполом с изящной фигурной главкой. С востока к храму примыкает полукруглая апсида. Широкая трапезная - зимняя церковь - соединяет храм с двухъярусной колокольней, завершенной глухим барабаном со сферическим куполом и высоким шпилем. Декор фасадов строг и лаконичен: треугольные сандрики окон, простые кирпичные тяги, пилястры, двухколонные портики в обрамлении проемов звона и четерехколонные портики, акцентирующие входы в храм.
В 1930-е годы церковь была закрыта и долгие годы использовалась под ремонтные мастерские. В 1994 году поставлена на госохрану как памятник архитектуры.
Село основано в начале ХYIII века. В 1797 году здесь была выстроена первая деревянная церковь Св.Николая Чудотворца, перестраивавшаяся в 1840 году. В 1893 году церковь владела 72 десятинами земли, прихожан насчитывалось 2313 душ. В конце 1880-1890-х - годах на средства местного землевладельца В.И.Станкевича и по проекту воронежского архитектора Д.В. Знобишина была выстроена новая, каменная, церковь Св.Николая Чудотворца. По воспоминаниям сторожилов колокола на новом храме были подняты в 1898 году. Эта церковь соединила в своем облике типичные черты храмовой архитектуры рубежа ХIХ-ХХ веков. Она имеет характерную крестообразную объемно-планировочную композицию с повышенным средокрестием, увенчанным восьмигранной главой, и пониженными ветвями креста - апсидой, притворами и трапезной, переходящей в первый ярус двухъярусной колокольни. Присущие эклектике разностилевые сочетания русских и западно-европейских средневековых элементов включены в убранство фасадов: полуналичники с гирьками, архивольты, обрамления из крупных зубцов, сквозные круглые проемы и накладки-кольца. Но мастерство архитектора позволило найти верные пропорции, масштаб сочетания объемов и декора, общего силуэта и окружающего сельского ландшафта.
Село Ширяево расположено по берегам реки Тулучеевки. Основано в 1730-е гг. казаками Острогожского черкасского полка.
В 1803 была построена каменная Николаевская церковь с приделами похвалы Божьей Матери и Святого апостола Иоанна Богослова. Эта церковь перестраивалась в 1859 г.
Сегодня в ее облике сохранились черты позднего украинского барокко и элементы классицизма.
В XVII-XIX веках в Урывской слободе было три прихода. Вместе с крепостью Урыв (1648) одновременно возводилась Покровская церковь, она была деревянная, рубленая. В 1791 году на месте деревянного урывчане воздвигли каменный храм Покрова Божией Матери. Позже, когда начали заселяться низины по обеим сторонам местной речушки Зазмайлы и появились новые улицы Прогон, Подол, Зазмайла, образовался новый приход при построенном в 1808 году храме Успения Божией Матери. Под колокольный звон этих двух урывских храмов провожали в армию в 1812 году рекрутов. В середине XIX века в селе появились новые "микрорайоны" - Голдаевка, Карпенки, Лягушевка, Осиновка.
Кирпичная церковь, построенная в 1803 на средства И. И. Тулинова, в годы советской власти снесена. Община верующих вновь создана в 1997. Кирпичная церковь, в своем внешнем виде частично воспроизводящая облик прежнего храма, сооружена в 1999-2002. Здание типа восьмерик на четверике с боковыми притворами, небольшой трапезной и приземистой колокольней под шпилем, практически лишенное декора.
Церковь Св.Николая Чудотворца расположена в центре села. Эта небольшая кирпичная церковь, построенная в 1786 году в формах барокко, является памятником архитектуры федерального значения. Над равновысокими ветвями креста церкви (прямоугольная трапезная с 4-х колонным тосканским портиком, притворы с 4-х пилястровыми портиками и полукруглая апсида) возвышаются ядро храма и колокольня. Храмовая часть решена по типу “восьмерик на четверике” - повышенный двухсветный четверик переходит в восьмерик с куполом, увенчанный высокой восьмигранной главкой и луковицей под крестом. Четверик колокольни, по высоте равный четверику храма, несет на себе ярус звона-ротонду со сферическим куполом и высоким шпилем.
Церковь Николая Чудотворца расположена в восточной части села, на небольшой площади. Западным фасадом обращена к ул.Пушкарская слобода. Повышенный двухсветный четверик храма завершен фигурным шестигранным массивным куполом с восьмигранным световым барабаном на нем, увенчанным луковичной главкой. К четверику примыкают равновысотные объемы вытянутой трапезной (равновеликой ему по ширине) и апсиды. Трехъярусная колокольня со сферическим куполом и высоким шпилем завершает композицию с запада. Высокий четверик ее первого яруса имеет два пониженных боковых объема. Западный вход оформлен эффектным четырехколонным римским портиком. Второй ярус звона - нарядная ротонда, установленная на восьмигранном полуярусе, над которой размещен резонаторный полуярус. Колокольню венчает сферический купол со шпилем.