Удивительное зрелище эти скальные монастыри. Слышала о них много, но вот ничего подобного не видела.
А тут попалась на глаза фотография скального храма и одновременно настойчивая мысль пришла: «Я должна туда попасть».
Турфирма, с которой частенько путешествую, предлагает тур к Воронежским дивам, а у меня осенняя поездка для учителей с открытой темой.
Пошла по своим друзьям блогерам и нашла у Галины Шефер полезную для себя информацию. Потом по сайтам монастырей прошлась, записала все координаты и телефоны. Отзывов других туристов начиталась. Пообщалась с паломническими службами.
3 июня 2004 года, в день чествования Владимирской иконы Божией Матери, специальной комиссией под председательством мэра города Лиски был заключен договор о начале строительства в центре города нового православного храма. Храм возводится на деньги, пожертвованные населением, предпринимателей, руководителей, предприятий, организаций и учреждений.
Преображенский собор был заложен в 1780г., в 1786 г. состоялось освящение его главного престола, а в 1799 было завершено строительство колокольни, в 1855 г. завершено строительство приделов. В облике этого монументального собора переплелись черты барокко (строение и формы объемов) и классицизма (ордерные членения фасадов храмовой части и приделов). В советское время были разобраны широкий восьмерик над храмом и кровля со шпилем над колокольней, а в 1960-е годы, при приспособлении здания под Дом культуры, надстроена трапезная, устроена открытая терраса над алтарной частью; прорублены и оформлены порталами входы через апсиду и трапезную. Наименее пострадала от переделок колокольня - яркий образец архитектуры раннего классицизма.
Здание Преображенского собора, в котором в настоящее время расположен районный Дом культуры, и колокольня являются памятником архитектуры.
Храм основан воронежским фабрикантом Потапом Никитичем Гардениным (1689-1746 гг.) как домашняя церковь.
В прошении основателя на имя правящего архиерея выражено намерение посвятить главный алтарь будущего храма Тихвинской иконе Божией Матери, которая первоначально находилась в Константинополе. В память ее чудотворных свойств нарекались храмы по всей Руси. А придел - преподобным Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Необходимость возведения нового храма Гарденин объяснял удаленностью его дома от "других градских церквей" и неудобством "во всяких случившихся потребах".
Церкви во имя Успения Пресвятой Борогодицы издревле занимали на Руси особое место. В честь этого праздника была освящена сооруженная еще св. Владимиром Десятинная церковь в Киеве - этот храм - древнейший каменный храм на Руси. Успению был посвящен главный храм Русского государства: с XII по XV в. им являлся Успенский собор во Владимире, а с 1472 г. - Успенский собор Московского Кремля. В Воронеже за всю его историю существовало три Успенские церкви. В настоящее время две из них сохранили свое имя. На правом берегу Воронежского водохранилища расположена Успенская Адмиралтейская церковь, на левом Успенская церковь "на Монастырщенке". Во имя Успения Пресвятой Богородицы был освящен и храм, находившийся у р.Воронеж, внизу Богословской улицы (ныне ул. Чернышевского), ставший впоследствии храмом Иоанна Богослова. Древнейшим из них является Успенская Адмиралтейская церковь, она же самая древняя сохранившаяся церковная постройка г.Воронежа.
Строительство храма-мемориала началось в апреле 1998 года согласно решению администрации города Воронежа возвести по просьбе Комитета солдатских матерей и Объединения военнослужащих в память о погибших в "горячих точках" рядом с Коминтерновским кладбищем часовню-пантеон. В храме хранятся Книги памяти с именами воронежцев, погибших в войнах ХХ в.
В 1995 году был заложен храм во имя Блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. Активное строительство храма началось с 2000 года. В верхнем храме созданы три придела: главный придел во имя Блаженной Ксении Петербургской, правый придел – в честь Почаевской иконы Божией Матери, левый придел – в честь Владимирской иконы Божией Матери. Также в храме действуют малый храм Благоверного князя Александра Невского, нижний храм Святителя Николая Чудотворца.
2 декабря 1996 года началось строительство нового храма во имя Великомученика Димитрия Солунского. Строилось оно на бывшем кладбище церкви во имя Всех Святых . На территории кладбища находились три часовни: часовня со склепом купцов Клочковых, часовня Безруковых и Хариных. Так же на кладбище похоронены были десятки тысяч людей, крупные чиновники, отставные генералы, дворяне и купцы, монахи Митрофановского монастыря, работный люд. С 1934 г. кладбище было закрыто для захоронений. Судьба старой церкви окончательно определилась в августе 1964 г., когда было принято решение о строительстве на ее месте Госцирка.
Дата постройки между 1784 и 1844 гг.
Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи.
Изначально Митрофановский монастырь находился на месте, где сейчас расположен главный корпус университета. Эта святая обитель была названа именем святителя Митрофана, первого епископа Воронежского (1623-1703), который пребывал на воронежской кафедре более двадцати лет. Святитель Митрофан своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал царю Петру I, оказывал материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины.
Храм Самуила пророка был построен в 1808 году.
Располагался он недалеко от Вознесенского кладбища, еще его называли Чугуновским, так как храм строился на деньги купца Самуила Никитича Мещерякова, прозванного за свою физическую силу Чугунным.
8 октября 1998 года было освящено место под строительство храма на улице Волгоградской, в микрорайоне ВАИ. В этом микрорайоне Левобережья никогда раньше не было храма, хотя жилой массив за последние годы значительно разросся.
Деревянная церковь была построена в начале XVIII века, а уже в 1801 году возведен каменный храм в честь Рождества Христова. Он имел приделы в трапезной во имя святителя Димитрия Ростовского и иконы Божией Матери "Всех скорбящих радосте".
Первым храмом, заложенным в Воронеже после долгого перерыва, стала церковь-часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Освящение места под строительство в Северном районе, на пересечении улиц Владимира Невского и маршала Жукова, состоялось 6 февраля 1993 года, его совершил протоиерей Петр Петров.
Закладка камня в фундамент храма-часовни состоялась летом 1994 года.
Проект был выполнен архитектором Андреем Борисовичем Логвиновым. Попечение о строительстве было поручено протоиерею Александру Трунову.
Летом 1996 года работы были завершены, первое богослужение состоялось 29 июня 1996 года. Освятил же храм-часовню митрополит Мефодий в престольный праздник святого Александра Невского, 12 сентября 1996 года. Крест на часовне освящен 15 апреля 1997 года.
Дата постройки 1888 г.
Архитектор Д.В. Знобишин.
Крупная колокольня при Крестовоздвиженской церкви, сооружённая в 1861-1876 по инициативе о. А. С. Соколова при помощи помещиков Чертковых в духе позднего классицизма. В нижнем кубическом ярусе со срезанными углами помещался Александро-Невский храм, выше поставлены два восьмигранных яруса звона под куполом со шпилем.
Закрыта не позже 1930-х. В 1990-х возвращена верующим.
Дата постройки между 2004 и 2006 гг.
Архитектор А.Г.Федорец
Храм в Солдатском освящен во имя Афанасия Исповедника. Ранее церковь именовалась Архангельской.
Село Сухой Донец расположено в 40 км. от Богучара на северном склоне балки Сухой Донец напротив села Монастырщина.
Название село получило по реке, имеющей малое течение, которая в летнее время даже пересыхает Донец Сухой (Е. Болховитинов). В 1767 году сюда из с. Мигулино и М. Дубечное Московского уезда прибыли семьи крестьян, принадлежавшие Троицко – Сергеевской лавре. Чуть позже семьи из д. Чернышовка, принадлежащая Спассово – Андроновскому монастырю (по сей день в селе сохранилось уличное название Дубученка). Помимо бывших монастырских семей в селе на жительство обосновывались и однодворцы, поэтому уже к 1835 г. Сухой Донец стал крупным селом в 239 дворов на 2160 жителей.
В 1832 году в стиле классицизм в центре села была выстроена церковь Богоявления. Основной кубический двухсветный объем, увенчанный массивным цилиндрическим световым барабаном с полусферой купола, концентрирует на себе почти все внешнее убранство церкви. Над западной частью трапезной возвышалась стройная трехъярусная колокольня, от которой после жестоких боев Великой Отечественной войны осталась только западная часть. Внутри храма фрагментарно сохранились росписи ХIХ века. Церковь с 1994г. – памятник регионального значения.
Кирпичная церковь расположена на окраине села, на открытом месте, неподалеку от сельского кладбища. При основании города-крепости Орлов, в 1645 году была выстроена первая деревянная соборная церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь вновь отстраивается в 1762 году. В 1878 году этот храм сгорел и в 1879 году в селе был открыт молитвенный дом. Ныне сохранившееся здание церкви Богоявления была построена в 1886 году по проекту воронежского архитектора В.В.Стайновского. В архитектуре этого храма соединены формы русского ампира с элементами эклектики. В настоящее время церковь Богоявления в с.Орлово является памятником истории и культуры, поставлена на государственную охрану.
Расположена в центре села во внутриквартальном пространстве, довольно плотно окружена современными торговыми зданиями. Очень крупная кирпичная церковь, построена в 1899 г. в русском стиле. В объемной композиции доминирует двухсветная храмовая часть, средокрестие которой акцентировано восьмигранным световым барабаном с высоким шатром и луковичной главкой. Апсида - пониженная трехгранная. Трапезная – также пониженная, по ширине чуть уже храмовой части - соединяет храм с двухъярусной колокольней. Высокий четверик первого яруса колокольни дополнен пониженными боковыми объемами. Второй ярус звона - восьмигранный с узкими диагональными гранями - завершен низким шатром с луковичной главкой на массивном основании.
Село Пекшево расположенное на правом берегу р.Воронеж, возникло в начале XVII века под названием «деревня Пекишева». Село носило второе название Богоявленское или Ново-Богоявленское. Первая деревянная церковь построена в селе в 1735г. Сейчас в центре села сохранилась небольшая церковь Богоявления, построенная в 1826г. в стиле ампир.
Село Богоявленка расположено на правом берегу реки Трещевки, неподалеку от ее впадения в реку Ведуга. Основано в во 2-й пол. ХYII в. В 1669 на берегу реки было явление иконы, после чего здесь образовался небольшой поселок Богоявленка. Упоминается в документах 1676 г.
В 1693-1701 гг. здесь был выстроен первый деревянный Богоявленский храм. В 1748 на месте деревянной церкви, был выстроен каменный Богоявленский храм. Территория церкви обнесена оградой с воротами. В 1918 - 1924 гг. эта церковь стояла на учете в Отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса как наиболее ценный памятник архитектуры Воронежской губернии . Несмотря на многочисленные утраты, необычное по своей объемной композиции здание является одним из немногих в Воронежской области церквей периода барокко с отголосками черт средневековой русской архитектуры.
Село Губарево расположено на правом берегу р. Ведуга, притока р. Дон. Основано в конце ХVI века. В «Дозорной книге» 1615 г. отмечено как принадлежащее одному из боярских детей Василию Федоровичу Губарю. От этой фамилии и произошло название села.
Село Терновое основано в кон. ХYI века под наименованием Большое Терновое.
Село возникло в 1718 году, его название произошло от слова «бычок», что раньше означало «возвышенность». Первое упоминание о селе в документах относится к 1724 году. Согласно архивным документам Святого Синода по состоянию на 1910 год в селе Бычок было три церкви. Сохранилась церковь Василия Великого, расположеная на возвышении, в северной части села. Церковь построена по проекту архитектора Д. В. Знобишина в 1896 году. Кирпичные стены оштукатурены. Верхние ярусы колокольни утрачены. Высокий односветный четверик увенчан крупным восьмериком с граненой кровлей и чешуйчатой луковичной главкой. К ядру храма примыкают два прямоугольных придела с квадратными алтарями. Прямоугольные объемы главного алтаря и широкой трапезной, вытянуты с севера на юг.
История храма относится к 1700 г., когда из прихода Успенской церкви, где началось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Императору Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели посвятить Успению Божией Матери. Храм был построен и освящен первым епископом Воронежским Святителем Митрофаном. Но нарекли новый храм Введенским.
Дата постройки между 2008 и 2009 гг.
Село Карачун возникло как сельцо при Карачунском Владимирском монастыре. Монастырь был основан на реке Воронеж, севернее Воронежской крепости, в первой четверти ХYII века. В Дозорной книге 1615 года подробно описан Карачунский монастырь, имеющий 2 церкви, несколько других строений, окруженных стоячим тыном, за тыном – «животный двор». Монастырь владел землей и сенными покосами на 16 верст в западную сторону до урочища Кривоборье, на Дону. В 1620г. была выстроена деревянная Владимирская церковь. В 1659 г. монастырь был разорен крымскими татарами, а в 1764 г. упразднен, перейдя в ведение архиерейского дома. При этом монастыре был конный завод, также перешедший епархии. Монастырская церковь была передана сельскому приходу. Сейчас на месте монастыря стоит кирпичная церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, построенная в 1881г. по проекту архитектора Д.Знобишина.
В начале 19-го века при дороге на село Козловку в слободе Заречной на месте старой деревянной церкви строится кирпичный храм. Один из первых церквей Воронежской губернии, выполненный с использованием традиций русской архитектуры. Первым строителем и старостой вновь отстроенного храма был Патока Никифор Алексеевич. После его смерти должность старосты стал занимать его сын Патока Николай Никифорович. Средства на строительство храма собирали среди прихожан, но были и такие крестьяне, которые считали своим долгом помогать в строительстве каждого храма, одним из таких был Федор Иванович Шевцов. В последующем имя этого крестьянина указано на закладной доске Спасо-Преображенского собора. Но без больших финансовых вложений трудно было строить храм и в те годы. Известна фамилия еще одного жертвователя - Спичечного, владельца Нижнекисляйского сахарного завода.
Дата постройки между 1774 и 1859 гг.
Расположена в центре села, на обширном открытом пространстве. Кирпичная церковь была выстроена в 1863 году по типовому для сел Воронежской губернии того периода проекту. В объемной композиции доминирует куб храмовой части с аттиковым ярусом над которым возвышалась главка (утрачена). К храму примыкают полукруглая апсида и прямоугольная бесстолпная трапезная. Колокольня с боковыми объемами, вплотную примыкающая к трапезной, завершала композицию с запада.
Село расположено на правом берегу р. Дон, чуть ниже впадения в него реки Богучарка, c 1720 года село известно как дача жителей сл. Богучар. В 1838 году в центре села была построена каменная церковь Вознесения Господня, в формах позднего классицизма - ампира. Четкие геометрические формы объемов, строгие пропорции, выразительные линии декора - все это позволяет поставить сравнительно небольшую сельскую церковь в ряд интереснейших памятников архитектуры Воронежской области.
Село Коршево образовано в 1701 году. В 1706 году была выстроена первая деревянная церковь Дмитрия Солунского. Ныне существующая каменная церковь Вознесения Господня была построена в 1818 году в формах классицизма с отзвуками барокко. Вначале это был небольшой кирпичный храм с полукруглой апсидой и храмовой частью, решенной по типу “восьмерик на четверике” с высоким криволинейным куполом и небольшой главкой. Отдельно стоящая колокольня была со сквозным первым ярусом и высоким ярусом звона. В 1844 году церковь “распространяется”, устраивается придел Св.Дмитрия. Планировка церкви получает базиликальную структуру: к четверику храма пристраиваются приделы с полукруглыми алтарными апсидами и шестиколонными портиками. Широкая трапезная соединяет храмовую часть с колокольней, к которой также пристраиваются боковые притворы. В 1859 году в трапезной устраиваются хоры, а вокруг церкви строится каменная ограда. В описях отмечается, что полы в церкви были чугунные. В 1885 году при церкви была открыта приходская школа. В начале ХХ века в церкви был устроен новый иконостас: керамический, прекрасной тонкой работы. Сегодня этот иконостас - единственный сохранившийся в Воронежской области.
На государственную охрану как памятник истории и архитектуры Вознесенская церковь была поставлена в 1983 году.
По благословению Владыки Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского начато восстановление Вознесенского храма с. Озерки. Реставрационно - восстановительные работы движутся очень медленно в связи с недостатком финансовых средств. Духовное окормление прихода несет настоятель Успенского храма с. Козловка иерей Александр Пальчиков. Первая дата, которая встретилась местным школьникам-краеведам об истории села Озерки, это 1840 год. А дальше в книге Л.В.Кригер «Материалы свода памятников истории и культуры РФ Воронежской области», сообщается, что наша нынешняя кирпичная церковь была построена в 1877 году. Строилась она с 1845 года по 1877 год.
Дата постройки: Между 1847 и 1914.
Дата постройки не позже 1809 г.
Дата постройки 1906 г.
Архитектор А. С. Купинский.
Дата постройки между приблизительно 1890 и 1900 гг.
Село Вознесенка (Шумейки) расположено на правом берегу реки Ведуга. Основано как хутор Шумейков в сер.ХVIII века, показано на карте генерального межевания Землянского уезда 1779г. как «Шумейковские хутора». В 1823 г. на средства помещицы Масловой построена церковь Вознесения в лаконичных формах позднего классицизма. У церковного историка Д.Самбикина (1839 - 1908) сказано: «Церковь Вознесенская в селе Вознесенском Землянского уезда с приделами с правой стороны Знамения Божьей Матери, с левой – св. Николая Чудотворца. Каменная с колокольней». Храм расположен на восточной окраине села, за кладбищем, на береговом склоне р. Ведуга.
Село Избище (Гончариха) расположено по берегам реки Гончариха, впадающей в р. Гнилушу. Село основано в конце ХYII века при р. Гончариха, в документах упоминается с 1705г. как село с Архангельской церковью. Было населено государственными крестьянами. В 1759г. была выстроена новая деревянная Архангельская церковь. В 1790 г на месте деревянной в селе была построена каменная, с колокольней, церковь Вознесения Господня с приделом Архангела Михаила. В 1940-е гг. церковь была взорвана, однако сохранилась колокольня с двумя боковыми объемами. Колокольню приспособили под храм, а ее боковые объемы - под приделы храма.
Дата постройки неизвестна.
Дата постройки между 2004 и 2008 гг.